За свою тридцатилетнюю советскую историю Запорожский автомобильный завод сумел создать модели, которые можно пересчитать по пальцам одной руки. Серийно выпускались всего три — ЗАЗ-965, ЗАЗ-966/968 и ЗАЗ-1102, который на самом деле был не запорожским, а таврическим. Но в архивах этого, не самого большого завода в СССР, много интересного. редкие и неизвестные машины.…
Запорожский, также называемый «Горбатый», «Ушастый» и «Хрущевская месть» для своего времени, был настоящим культовым и популярным автомобилем — доступным, ремонтопригодным и с хорошими для своего времени техническими характеристиками. Идея советского «народного автомобиля» приобрела популярность в 1950-х годах. Именно в это время, когда люди уже отдышались от моего, начался поиск скромных, но доступных товаров. В сфере транспорта такой вещью должна быть маленькая и дешевая машина на четверых, что-то среднее между мотоциклом и автомобилем. Именно это упорство лежит в основе создания «Запорожца».
Изначально предполагалось, что он будет производиться на заводе «Москвич МЗМА», но было принято решение адаптировать для его производства завод «Коммунар» — производителя сельхозтехники. Позже он был переименован в Запорожский автомобильный завод.
Разработка прототипа будущего автомобиля была поручена Научному автомобильному институту (НАМИ). Было создано множество прототипов, на разный внешний вид которых повлиял ряд внешних факторов. Как потребность в малолитражках типа «народных», чтобы «ожить» в сложных и разнообразных природных условиях огромного СССР. Для этого требовалось, чтобы автомобиль был заднеприводным, а двигатель с задним расположением имел высокие внедорожные характеристики при сохранении скромных габаритов.
Одним из интересных прототипов стало совместное предприятие с Ирбитским мотоциклетным заводом. Проект получил название «Белка», а его главными создателями были дизайнер Федор Репих и инженер-конструктор Юрий Долматовский. Плавные округлые очертания салона и круглые фары напоминали маленького зверька. Автомобиль оказался действительно уникальным — купе в сборе спереди, двигатель сзади, только одна дверь для входа сзади с правой стороны. Самое интересное — передняя и передняя вместе с водительской дверью, через которую попадали на передние сиденья. Рулевое колесо было сочлененным, двигатель — четырехтактным, двухцилиндровым с воздушным охлаждением, доработанным и модернизированным под тяжелый мотоцикл М-72. Коробка передач была взята от Москвича-401, так как мотоцикл не имел задней передачи и не отвечал требуемым передаточным числам и нагрузкам автомобиля.
Приемной комиссии были представлены две модификации — городской вариант с крытым купе и упрощенный вариант для поселка с открытым кузовом, собранный из прямых стальных панелей. Он даже плавал, что очень понравилось Никите Сергеевичу. Машина была очень маневренной, салон удобен и достаточно просторен для своих габаритов.В ходе испытаний выявились два основных недостатка Белки — плохая герметичность передней части из-за сложной геометрии проема и проблемы с двигателем из-за его недостаточной мощности.
В итоге поступили как современные китайцы — взяли за основу первых «Запорожцев» итальянский FIAT 600 и запустили в производство «горбатый» ЗАЗ-965, весьма похожий на итальянский бестселлер. Многие смеялись над машиной, придумывали над ней шутки, но для многих она стала первой в их жизни и потому запомнилась. В заботливых руках казаки служили долго и без особого труда, переходя из рук отца и деда к сыну и внуку.
Серийное производство следующей модели — ЗАЗ-966 старитри полвека назад и потихоньку ее модернизируя, делали более 30 лет. Самые большие проблемы этого автомобиля были связаны с перегревом двигателя воздушного охлаждения. Постоянно спорили, кто в этом больше виноват — бодибилдеры или мотоциклисты. В знак протеста первый разрезал ведро пополам по вертикали и приварил половинки к кабине. Так возникли знаменитые «уши» зазки.
В первой половине 1960-х годов было изготовлено три варианта автомобиля с двигателем V4 рабочим объемом 0,89 литра и мощностью 27 л.с. Машины имели разную длину и колесную базу — 2120-2170 мм, разные детали кузова и декора. Вариант 2 был самым смелым с передней частью в американском стиле, ведь в то время в НАМИ появился нашумевший американский Chevrolet Corvair с оппозитной шестеркой на 80 л.с. и воздушное охлаждение, расположенное сзади. Видимо, его стиль повлиял на советских и немецких инженеров, создателей NSU Prinz 4.
Долгое время считалось, что «ушастая» зазка скопирована с немецкой машины. И действительно, у них много общего по стилю и дизайну — задний двигатель с воздушным охлаждением. В немецкой машине же подвеска на рессорах, а спереди торсионная от ЗАЗ-965. Но впервые Prinz 4 был показан в сентябре 1961 года во Франкфурте, а прототип будущего ЗАЗ-966 выставлялся на ВДНХ задолго до этого.
Стандартный ЗАЗ-966 имеет решетку радиатора спереди, уменьшающую сходство с NSU и Chevrolet. Однако проекты пикапа и фургона ЗАЗ-970/971 с задним и полным приводом, а также семиместного минивэна с быстросъемными сиденьями остались скрытыми от общественности. Двигатель и коробка передач у ЗАЗ-970 были стандартными, но на задних колесах стояли коробки передач с повышенным передаточным числом. Двигатель мощностью 27 л.с. обеспечивал всего 70-75 км / ч, но для городских поставок этого хватало. Байк был сзади, но под полом и не такой горячий.
Сделали и другие варианты — фургон грузоподъемностью 350 кг и полезным грузовым объемом 2,5 кубометра, полностью отделенный от кабины. Доступ к нему был через двойную боковую дверь и дополнительную заднюю дверь над байком. Шестиместный минивэн ЗАЗ 970Б имел откидные сиденья на тории и третий ряд, что делало его грузопассажирским — на 175 или 350 кг груза. В отличие от
фургон, в его салоне имелся люк для вентиляции в крыше, а дверь для пассажиров была только одна — справа. Между сиденьями в третьем ряду имелся служебный люк для доступа к двигателю.
Полноприводной вариант ЗАЗ 971Д также приводился на переднюю ось трубкой от коробки передач, в которой находился карданный вал. В принципе привод был сзади, а при необходимости вручную включалась передняя трансмиссия. У машины было две версии — гражданская с длинной колесной базой и военная с укороченной. Машины были неплохие, прошли госиспытания, даже пресса успела объявить об их запуске. Однако двигатель сильно «выступал» и занимал место в салоне, а завод не смог поставить машины на конвейер.
ЗАЗ-966, а после него 968 с двигателями 30 и 40 л.с. (на экспорт даже 45 и даже 50 л.с.), модернизировали машину до 1994 года, было даже несколько модификаций для инвалидов. Всего за всю историю автомобиля Запорожец из всех его вариантов было выпущено около 2,5 миллионов экземпляров. История «Запорожца» на этом не заканчивается, сегодня многие мастера ищут экземпляры и предлагают различные вариации на эту тему: внедорожники, пикапы, кабриолеты и даже «бигфут».